Ти́моти Уи́льям Бёртон (чаще употребляется сокращенный вариант имени Тим Бёртон или Тим Бартон), англ. Timothy William Burton, родился 25 августа, 1958 в Бербанке, Калифорния, США) — американский кинорежиссёр, мультипликатор и писатель, известный эксцентрик и эстет. Мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и макабрических элементах. Брат художника Дэниэла Бёртона. Один из знаковых режиссеров для представителей готической субкультуры.
Биография
Тимоти Уильям Бёртон был первым ребенком в семье Билла и Джин Бёртон. Отец будущего режиссера занимал должность в парковом управлении Бёрбанка (англ. Burbank Park and Recreation Department). Также семья содержала небольшой магазин сувениров Cats Plus, в котором продавалось все связаное с кошачьей тематикой. Дом Бёртонов в районе 2000 на Эвергрин Стрит (англ. Evergreen Street) до сих пор сохранился. Он находится неподалеку от аэропорта Бёрбанка и кладбища Вальгалла (англ. Valhalla Cemetary).
Позднее Бёртон отразит свое виденье родного города в фильме «Эдвард — руки-ножницы»
Детство и учеба
С ранних лет Тим чувствует себя чужим в родном городе. Он играет в водное поло за школьную команду, но, в отличии от однокласников, большую часть времени проводит в одиночестве, слушая панк-рок, и развлекаясь походами в кино. Репертуар его любимых кинотеатров, чаще всего, ограничивается второсортной фантастикой и фильмами ужасов. Одно время он мечтает работать актером, „управляющим резиновым монстром Годзиллой“ из японских фильмов. Вдохновленный кино-работами Рэя Харрихаузена он рано пробует делать свои собственные кукольные мультфильмы — большинство из них утеряны, либо считаются таковыми.
После окончания школы (англ. Burbank High School) в 1976 году он поступает в Калифорнийский институт искусств (англ. Cal Arts). Во время учебы Бёртон часто заменяет написание учебных работ съемками короткометражных любительских фильмов по мотивам заданного материала. К этому периоду времени относится, например, утраченые короткометражные фильм «Гудини», «Гибельный доктор» и анимационная лента «По следам монстра-сельдерея».
Работа в Disney Studious и первые фильмы
В 1979 Тим Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем и аниматором на студии Диснея. Принимал участие в создании лент «Лис и Гончая» (1981), «Черный котел» (1985) и первого фильма с активным использованием компьютерной графики «Трон» (1982).
Тогда же Бёртон со своими друзьями снимает свой последний „независимый“ фильм «Луау - вечеринка по-гавайски». Долгое время об этом фильме ничего не было известно кроме небольшого упоминания одном из интервью Бёртона о том, что ради развлечения он с друзьями снял также фильм о мексиканском монстре, инопланетянетянах и сёрферах.
Позже Бёртон сравнит работу на Диснея со службой в вооруженных силах (любопытно, что будущий режиссер никогда не служил в армии).
Ряд работ Бёртона так и останутся незавершенными. Например фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина «Trick or Treat» был заморожен на уровне разработки концепции персонажей.
Помимо этого, Бёртон режиссирует экранизацию сказки «Гензель и Гретель» (1982) специально для японского отделения Disney Channel.
Добавлено (02.02.2008, 14:11)
---------------------------------------------
Впоследствии Бёртон снимет на Диснее свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской студии, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. В это же время на студии Бёртон знакомится со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Под ее влиянием была снята большая часть первых самостоятельных фильмов Бёртона. Хиксон участвовала в разработке первых набросков сценария к «Бэтмену» (1989).
Начало «большого кино»
«Франкенвини» (1984), несмотря на практический запрет, разошелся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлек внимание известного комика Пола Рубенса. В результате, тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви».
Во время съемок «Большого приключения» Тим Бёртон заводит дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, который с этого момента становится практически постоянным композитором в его фильмах.
Фильм о коротышке, не желающем выходит из детского возраста, имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии Warner Bros. к идее поручить (1985 год) подающему надежды режиссеру готовящуюся экранизацию комиксов о Человеке — Летучей Мыши. Однако из-за затянувшейся переработки первоначального сценария съемки были отложены на неопределенный срок. Во время этого затянувшегося перерыва Бёртон, как режиссер, участвует в двух телепроектах для которых снимает сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детектив «Горшок».
В силу ранее заключенного со студией контракта Бёртон тем не менее был должен снять один фильм. Однако молодой режиссер решительно отвергает сценарии второсортных комедий, которые поступают к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус» (1988), за которым последовали две ленты положившие начало возрождению «бэтмэнианы»: «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен Возвращается» (1992).
В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989. Этот союз оказался недолговечным и 31 декабря 1991 года пара расторгла свои отношения.
Период Лизы Мэри
Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали максимальное влияние на последующее творчество режиссера. Влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизой Мэри, художницей, а, в последствии, и актрисой, с которой режиссер долгое время встречался, обручился (в начале 1992) и проживал вместе вплоть до 2001 года. Этот период творчества Бёртона считается наиболее плодотворным. Бёртон официально провозгласил Мэри «своей музой».
За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард — руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999) и другие (см. фильмографию).
Фильмом «Эдвард — руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актеров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона.
Добавлено (02.02.2008, 14:11)
---------------------------------------------
На съемках «Эдварда — руки-ножницы» (1990) Бёртон все больше сближается с кумиром своей юности актером Винсентом Прайсом (они познакомились еще во время озвучания мультфильма «Винсент»). Результатом дружбы становятся съемки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался не законченым из-за смерти актера в 1993 году.
Дважды режиссер пробует себя в съемках рекламных роликов: в 1998 для жевательной резинки Hollywood Gum — ролик «Садовый гном», и в 2000 — два ролика для часовой компании Timex «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри. Лиза Мэри также появляется в эпизодических ролях или ролях второго плана практически во всех фильмах Бёртона в период с 1994 по 2001 год и озвучивает некоторых персонажей в сериале «Стейнбой — мальчик-пятно».
Кроме того, Тим Бёртон активно пишет сценарии к собственным фильмам «Эдвард — Руки-ножницы», «Эд Вуд», мультфильмам «Кошмар Перед Рождеством», (и в дальнейшем «Труп Невесты» и др.) и многим другим (см. фильмографию).
Срежиссированный из-за тотальной загруженности другим режиссером кукольный анимационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Тима Бёротна поначалу не получает признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео имеет бурный успех и на долгое время становится его « визитной карточкой». Повсеместно распространена ошибка, согласно которой именно Бёртон считается режиссером данного проекта.
В 1995 году выходит первое издание, ставшего классическим, сборника интервью «Бёртон о Бёртоне» американского кинокритика Марка Сэлисбёри - настольная книга всякого фаната Бёртона, постоянно дополняемая и выдержавшая неоднократные переиздания. Предисловие к сборнику написал друг режиссера и его кинематографическое альтер-эго Джонни Депп.
Этот период характерен еще и наибольшим количеством фильмов, которые было предложено снимать Бёртону, но по тем или иным причина съемки либо были приостановлены, либо пост режиссера переходил другим: так, Бёртон мог снять фильмы «Мэри Рейли» (Бёртон замещен Стивеном Фрирзом), «Возвращение Супермена» (отложен, снят позднее Брайаном Сингером), «Динозавры Атакуют!» (отложен), «Человек с инфракрасным зрением» (отложен), продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Go Baby Go», итого около десятка проектов. Ко всему, Бёртон планировал снять Лизу Мэри в главной роли в римейке классического фильма ужасов Марио Бава «Маска Демона» по повести Гоголя «Вий». Проекту не суждено было осуществиться.
Бёртон выступает повторно, как писатель в 1997, выпустив книгу стихов для детей «Унылая Смерть Мальчика-Устрицы» с собственными иллюстрациями.
Тогда же, по его собственному признанию, с подачи Лизы Мэри он увлекается дзенскими медитативными практиками, которые позволяют пережить Бёртону ряд закрытых проектов, все больше склоняется к вегетарианским диетам. Все более реальные формы принимает его увлечение фотографией. Бёртон экспериментирует с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съемок чаще всего становится Лиза Мэри.
В этом же году Бёртон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах.
Добавлено (02.02.2008, 14:11)
---------------------------------------------
С начала 2000-х уезжает из Калифорнии, США и постоянно проживает в Лондоне, Великобритания.
Период Хелены Бонэм Картер.
В 2001 году Бёртон приступает к съемкам римейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. По суду режиссер выплачивает бывшей «музе» $5.4 млн (выплата будет задержана по вине Бёртона на три года).
В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер, а «Планета обезьян» проваливается в прокате. Критики называют новый фильм Бёртона худшим, им когда либо снятым и частично перекладывают вину на новую любовь режиссера.
Внезапная смерть обоих родителей (в конце 2002 начале 2003) и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.
Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Далла и кукольным мультфильмом «Труп невесты» (2005). В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех. В этом же году он номинирован на Оскар за «Труп невесты».
Летом 2006 года Бартон пытается реализовать давнюю задумку о экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю — Не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета проект сначала был отложен, а затем и вовсе перепоручен другому режиссеру. Тим Бёртон остается в проекте лишь в качестве продюссера. Тогда же он пробует себя в качестве клипмейкера — режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Кости» группы The Killers. В конце октября 2006 компания Warner Bros выпускает повторно мультипликационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» в стереоскопическом изображении (3D). Попутно переиздается двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента».
В 2006—2007 годах Бартон предпринимает попытку кино-постановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд: парикмахер — маньяк». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля — Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бёртона демонстрируется 8-минутный отрывок из будущего фильма.
Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены - дочь Бёртона, названая Индианой Роуз, появляется на свет ночью 15 декабря 2007.
В конце октября 2007 Warner Bros. анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноименному детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссера.
В ноябре 2007 студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алисы в Стране Чудес» и римейке его собственного фильма «Франкенвини».
Добавлено (02.02.2008, 14:13)
---------------------------------------------
Фильмография
Режиссёр
• 1971 — Остров доктора Игора / The Island of Doctor Agor (короткометражный, считается утерянным. сохранились отрывки)
• 1976 — Гудини / Houdini: The Untold Story (долгое время считался утеряным. отрывки показаны на лондонском фестивале фильмов Бартона в декабре 2007)
• 1978 —- Добро пожаловать в мои кошмары / Welcome To My Nightmare (короткометражный)
• 1979 — По следам монстра-сельдерея / Stalk of the Celery (анимационный, короткометражный, долгое время считался утеряным. отрывки продемонстрированы по испанскому телевидению в 2006)
• 1979 — Гибельный доктор / Doctor of Doom (короткометражный, считается утеряным. сохранились только отрывки.)
• 1982 — Винсент / Vincent (анимационный, короткометражный)
• 1982 — Луау — вечеринка по-гавайски / Luau (долгое время считался утеряным, отрывки были показаны по французскому телевидению в 2001)
• 1982 — Гензель и Гретель / Hansel and Gretel (TV)
• 1985 — Аладдин и его волшебная лампа / Aladdin and His Wonderful Lamp (TV)
• 1984 — Франкенвини / Frankenweenie (короткометражный)
• 1985 — Большое приключение Пи-Ви / Pee-wee’s Big Adventure
• 1986 — Горшок / Alfred Hitchcock Presents — The Jar (TV)
• 1988 — Битлджус / Beetlejuice
• 1989 — Бэтмен / Batman
• 1990 — Эдвард — руки-ножницы / Edward Scissorhands
• 1990 — Разговоры с Винсентом / Conversations with Vincent (документальный, не окончен)
• 1992 — Бэтмен Возвращается / Batman Returns
• 1994 — Эд Вуд / Ed Wood
• 1996 — Марс атакует! / Mars Attacks!
• 1999 — Сонная Лощина / Sleepy Hollow
• 2000 — Стейнбой — мальчик-пятно / The World of Stainboy (анимационный, короткометражный)
• 2001 — Планета обезьян / Planet Of The Apes
• 2003 — Крупная рыба / Big Fish
• 2005 — Чарли и шоколадная фабрика / Charlie and the Chocolate Factory
• 2005 — Труп невесты / Corpse Bride (анимационный)
• 2006 — Кости / Bones (музыкальный видеоклип на песню группы The Killers)
• 2007 — Суини Тодд: парикмахер-маньяк / Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street
В другом качестве
1981 — Лис и Гончая / The Fox and the Hound — аниматор
1982 — Трон / Tron — аниматор
1982 — Луау — вечеринка по-гавайски / Luau — исполнитель ролей Сверхсущества и Морти
1990 — Битлджус / Beetlejuice: The Animated Series — исполнительный продюсер
1991 — Без пары / Singles — исполнитель роли Брайана
1992 — Домашняя псина / Family Dog — исполнительный продюсер и дизайнер персонажей
1992 — Одиночки / Singles — актер
1993 — Кошмар перед Рождеством / The Nightmare Before Christmas — сценарист, дизайнер персонажей и продюсер
1994 — Юнга / Cabin Boy — продюсер
1995 — Бэтмен навсегда / Batman Forever — продюсер
1996 — Джеймс и гигантский персик / James and the Giant Peach ! — продюсер
2000 — Затерянные в стране Оз / Lost In Oz — исполнительный продюсер
2000 — Мальчик-Пятно и его мир / The World of Stainboy — продюсер
2005 — Труп Невесты / Corpse Bride — продюсер
2009 — 9 / 9 — продюсер
2009 — Верю — Не верю / Ripley’s Believe It or Not! — продюсер
Факты
Специфической чертой режиссера является появление небольших собак в большинстве его фильмов. У самого Бёртона, в время периода близких отношений с Лизой Мэри жили два чихуахуа. После того, как пара разошлась, обе собаки остались у Мэри.
Отмечеными трейдмарками Бёртона явлются: пугала, появление во вступительных титрах работающего конвейера самых разнообразных механизмов, снегопад (на вступительных или заключительных титрах фильма), камера, пролетающая сквозь крупный предмет в начале фильма, частые воспоминания либо грёзы главных героев.
В 2007 году был отмечен журналом Entertainment Weekly как один из 50 величайших режиссеров в истории кино. Бёртон занял 49-е место и является самым молодым из обозначеных персон.
Бёртон является большим фанатом индийского кино. Сцена с индийским принцем в фильме Чарли и шоколадная фабрика является своеобразной данью этому увлечению.
После начала отношений с Хеленой Бонэм Картер объединил свой и ее дом, стоящие по соседству, в один посредством подземного туннеля.
Бёртон не любит расчесывать волосы. И делает это крайне редко.
Обычно одевается в черное. Либо выбирает одежду, сходную по тону.