Tiamat - группа из Швеции, которая была сформирована в Стокгольме, в 1988.
Название группы происходит от имени древней шумерской богини Тиамат.
История группы берёт свои истоки из одной шведской деревушки, расположенной примерно в часе езды от Стокгольма (причём единственный автобус, который туда ходит, носит гордый номер «666»). Именно там в середине 80-х Йохан Эдлунд и Никлас Эстланд организовали свою первую группу под названием Treblinka (в честь одноимённого концлагеря). Творчество группы на тот момент представляло собой дэт/блэк-метал. Музыканты выпустили две демо-записи («Crawling in Vomits» и «Sign of the Pentagram»), и их приметила компания Century Media, под эгидой которой Tiamat пребывает и по сей день.
Итак, музыканты, скрывшись за псевдонимами Hellslaughter, Juck, Emetic и Hajse, отправились в студию Sunlight, где в период с 14 по 29 октября 1989 года был записан диск «Sumerian Cry», выпущенный в следующем году. На диске был представлен традиционный шведский дэт-метал с бласт-битами, жёстким гитарным звуком и мощным гроулингом Hellslaughter'а. Сейчас диск может быть интересен разве что с позиции «вот с чего они начинали», так как ничем принципиально не отличается от массы безликих копий чрезвычайно в то время популярных Entombed.
В 1991 году был выпущен сингл «Winter Shadow», имеющий уже мало общего с дебютным альбомом. Заглавная композиция, оставаясь в духе дэт-метал жёсткой, поражала своей чувственностью и трагизмом. В том же 1991 музыканты записали второй полнометражный альбом «The Astral Sleep», отказавшись от «адских» прозвищ и выступая уже под реальными своими именами. На диске звучала смесь агрессивного дэт-метал с тяжелой готикой и атмосферными пассажами сессионного клавишника Йонаса Малмстена. Все 12 треков выдержаны в брутально-романтическом ключе «Winter Shadow», однако есть и композиция «Southernmost Voyage», имеющая акустическую основу. Атмосферный, превосходно сыгранный, этот диск снискал заслуженную любовь поклонников новой волны doom metal, поднимавшейся в те годы.
Однако имя Tiamat прогремело по всему миру только в следующем 1992 году, когда был реализован их третий диск «Clouds». Йохан Эдлунд, лидер группы, автор всей лирики и большей части музыки, посвятил этот альбом видениям таинственных, тёмных снов, образам того, что может ждать человека после смерти. Альбом стал настоящим хитом в мире тяжёлой музыки, буквально разлетаясь с музыкальных прилавков, и поставил имя Tiamat в один ряд с Paradise Lost. Песни «In A Dream» и «The Sleeping Beauty» были признаны классикой сразу после опубликования. Особо стоит отметить потрясающую дум-балладу «A Caress Of Stars». Состав команды снова обновился: к Tiamat присоединились клавишник Кеннет Рус и басист Джонни Хагел, заменивший Таллберга. На этом диске большое внимание уделено клавишным, которые подчёркивают тяжесть гитарных партий и создают неповторимую мистическую атмосферу.
В самом начале 1993 было сделано шокирующее заявление: Tiamat больше нет. Однако тревога оказалась ложной, и группа вскоре собралась вновь и продолжила активную деятельность. Tiamat отыграли многочисленные концерты, по итогам которых был выпущен мини-диск «The Sleeping Beauty», запись которого была произведена во время израильского тура. После выхода EP Эдлунд, неудовлетворенный музыкальным ростом группы, разогнал почти всех, оставив лишь одного Хагела. С сессионными музыкантами Магнусом Салгреном (гитара) и Ларсом Сколдом (ударные) и с Соричтой на клавишных Tiamat начал работу над эпическим альбомом «Wildhoney».
Вышедший в 1994 году «Wildhoney» получил положительные отзывы критики и считается переходным для группы альбомом, сочетавшим в себе жёсткий вокал, сложные гитарные риффы и чистое атмосферное звучание клавишных. Здесь уже совсем нет дэт-метала, а гроулинг появляется лишь в паре композиций. Этот и особенно следующий альбом «A Deeper Kind Of Slumber» характеризует обилие психоделических эффектов, которые, вероятно, символизируют действие наркотиков, которые Йохан Эдлунд активно употреблял в тот период.
После тура 1995 года Эдлунд перебрался на постоянное жительство в Германию, где было записано большинство альбомов группы. Кроме того, он объявил себя единственным официальным членом Tiamat. Сколд остался как сессионный ударник, а Петерссон как сессионный гитарист. Хагел ушел в Cemetary, а в Tiamat появился басист Андерс Иверс.
«A Deeper Kind Of Slumber», пятый по счёту альбом Tiamat, был записан в домашней студии Эдлунда с продюсером Дирком Драгером, и увидел свет лишь в 1997 году, заставив многих поклонников отвернуться от прежде любимой группы. Диск показался им слишком экспериментальным, отдалённым от метала. Действительно, метала на этой работе совсем нет, зато есть мощный психоделический рок в стиле Pink Floyd (по словам Эдлунда, Пинк Флойд является его любимой группой), где и гроулинг, и бласт-биты уже неуместны. О прошлом Tiamat напоминала лишь готик-роковая «Cold Seed», которая практически сразу же вышла синглом, но с остальным материалом альбома она не имеет практически ничего общего.
Все последующие альбомы продолжали крениться в сторону мелодичного готик-рока, совершенно не похожего на ранние работы Tiamat. В последних альбомах группы прослеживается влияние The Sisters of Mercy.
«Skeleton Skeletron» - таково название шестой полнометражной работы группы, изданной в 1999 году к десятилетию Tiamat. Перед записью альбома Томас Петерссон в очередной раз ушел из Tiamat, и группа работала в студии втроем. Этот альбом можно рассматривать как органичную смесь двух предыдущих дисков - здесь больше тяжёлых, почти металлических элементов, нежели в «A Deeper Kind Of Slumber», сами же композиции стали более чёткими, плотными, укладывающимися в 4-5 минут. Был выпущен замечательный клип на песню «Brighter Than The Sun», в котором Йохан предстал в одеянии тореадора, а его очаровательная пассия небезуспешно пыталась сбить его на огромном самосвале. Дух андеграунда по-прежнему жив в музыкантах, и несмотря на то, что лого Tiamat больше не пестрит перевёрнутыми крестами, они так же, как и в начале своей карьеры, отделены от всякой коммерческой культуры.
В 2000 году группа много выступает за границей (фестивали, сольные концерты).
Осенью 2001 года группа (вместе с вернувшимся Петерссоном) засела в копенгагенской студии «Puk», результатом чего стал альбом «Judas Christ», выпущенный в следующем 2002. Альбом явил собой новый этап в развитии группы – танцевальный готик-рок со сложной музыкальной и концептуальной основой. С его появлением стало ясно одно – время беспричинной и бесконечной грусти безвозвратно ушло. «Что-то заставило меня вдруг задуматься о прошлом, представить, каким люди запомнят меня, если я вдруг умру, – признаётся Йохан. – Не хотелось бы мне остаться в их памяти парнем, который за версту источал тоску и мрачные настроения. На создание этого материала меня вдохновило посещение клубов, где люди вовсю отрывались под «Brighter Than the Sun». Я впервые понял, что своей музыкой я могу не только вызывать у людей мрачное суицидальное настроение, но и развлекать их». Сменив настроение своих песен, Эдлунд ещё раз подтвердил, что в Tiamat балом правит Непредсказуемость. Семь альбомов, словно семь нот, были разными, но, безусловно, интересными, помогая группе добраться до самой высокой точки своего успеха. При этом тема лирики оставалась на протяжении всех этих лет неизменной. Группа всё так же скрупулёзно изучала самые укромные уголки человеческой души и вместе со своими фанатами билась над неразрешимыми загадками мироздания. Успех «Judas Christ», чей попсовый саунд получил широкое одобрение, поставил Tiamat перед нелегким выбором: продолжать расширять коммерческие горизонты или идти по накатанной колее. В итоге группа решила вернуться к классике жанра – знаменитому «Wildhoney».
Альбом «Prey», вышедший 27 октября 2003 года, неожиданно показал более светлую и лиричную сторону Tiamat, но, вопреки традиции, особого успеха не имел. Начинающийся эмбиентным вступлением и содержащий целых три инструментальных интерлюдии, «Prey» оказался слишком похож на своего предшественника и потому не представлял особого интереса. Банальные инструментальные решения и отсутствие сильных мелодий – вот чем, по мнению большинства, грешит последнее детище шведов. Но несмотря на эти недостатки, поклонникам меланхоличных скандинавов пластинка понравилась. Похоже, они готовы приветствовать любой выбор музыкантов, покуда их песни будут наполнены грустью и инфернальными образами. Но куда Tiamat заведёт творческая фантазия Эдлунда, не знает даже он сам. «Я не контролирую процесс развития группы, она движется туда, куда ведёт её наше подсознание. Каждый раз, когда мы завершаем запись альбома, мне начинает казаться, что я достиг своего предела, и это самый идеальный альбом Tiamat, с идеальными мелодиями и звуком. Но как только диск сходит с конвейера, мне хочется сжечь весь тираж. В тот момент я вижу его совсем по-другому. И буквально передёргиваюсь от тех неровностей и ошибок, которые сделал. В тот момент мой идеальный альбом кажется самым неудачным. Хотя окружающие пытаются убедить меня в обратном. Что ж, видимо, мое творческое эго никогда не сможет найти покоя и мой поиск идеального звука будет продолжаться всю жизнь».